Приветствую Вас, дорогие и уважаемые читатели сайта “world-engineer.ru”. В этой статье поговорим, про основные требования при пересечении железной дороги, которые необходимо выполнять в ходе проектных работ. Тема очень интересная и обширная, так что статей про железную дорогу будет несколько. Итак, приступим.
Основные требования, предъявляемые к проектным организациям при рассмотрении и согласовании проектов пересечений с железной дорогой
1. Предъявляемые на рассмотрение и согласование проекты пересечений должны отвечать всем необходимым требованиям по обеспечению на время работ безопасности и беспрерывности движения поездов с установленными скоростями, целостности земляного полотка и его обустройства с соблюдением соответствующих разделов действующих СНиПов, технических условия и типового проекта №901-09-9.87 Переходы трубопроводами водопровода и канализации под железнодорожными путями на станциях и перегонах и под автомобильными дорогами.
Наиболее распространенным видом бестраншейных пересечений железной дороги являются:
Газопроводы, теплопроводы, водостоки, канализация, водопровод и т.п., осуществляемые в защитных футлярах диаметром более 400 мм, а также кабельные переходы полиэтиленовыми трубами ПНД d=160 мм – способом горизонтально-направленного бурения.
Для выполнения вышеуказанных видов пересечений должен представляться на рассмотрение и согласование технорабочий проект перехода, включающий в себя:
— топографическую съемку участка (геоподоснову) перехода в зоне до 50 м в пределах полосы отвода (в масштабе 1:500) с точной привязкой места пересечения к существующему железнодорожному километражу и пикетажу (км, пикет, плюс м);
— детальный геологический поперечный профиль железнодорожного земляного полотка по оси перехода с нанесением существующих водоотводных и противодеформационных сооружений (кюветов, нагорных, водоотводных канав, дренажных сооружений и др.), запроектированных коммуникаций в неискаженном масштабе 1:100 как горизонтальный, так и вертикальный;
— заключение об инженерно-геологической обследовании земляного полотка под железнодорожными путями по оси перехода для полного выявления и всестороннего изучения гидрогеологических условий участка перехода. Для этого должно быть заложено не менее 2-х буровых скважин по обочинам земляного полотка глубиной не менее 1,5 м ниже дна футляра на однопутном и двухпутном участке. На многопутном участке дополнительного должна быть заложена еще одна буровая скважина при наличии широкого междупутья;
— проект организации строительства, разработанный с учетом установленных обследованием гидрогеологических условий (проект водопонижения в песчаных грунтах, водослив в суглинках со слабым притоком, установка рельсовых страховочных пакетов и др.).
Практика показала, что беспросадочных методов пересечений железных дорог инженерными коммуникациями не существует, поэтому установка рельсовых страховочных пакетов обязательна при всех методах переходов, где это предусмотрено проектом;
— тепловой расчет – при пересечении железнодорожных путей теплопроводами и паропроводами в условиях неравномерного пучения грунтов в месте перехода (суглинки, супеси, глины). В тепловом расчете должны быть решены вопросы: теплоизоляции, вентиляции, погашения температуры в кожухе, исключающее неравномерное пучение грунтов, как в месте перехода, так и на прилегающих к нему участках. Тепловой расчет должен выполняться в строгом соответствии с требованиями «Переходы железных дорог трубопроводами» № ЦПИ-22 от 17.03.95 г.;
— отключающие устройства, при пересечении напорными трубопроводами, до и после перехода железнодорожных путей (на границах полосы отвода железной дороги);
— предусматривать в проектах заполнение межтрубного пространства на переходах трубопроводами с разницей диаметров футляра и рабочей трубы более 400мм или устройство дополнительных футляров с забивкой цементно-песчаным раствором пространства между футлярами. Дополнительные футляры устанавливаются в целях обеспечения безопасности движения в случае коррозии стальных футляров во избежание просадок пути и провалов в процессе эксплуатации коммуникаций.
2. Запрещается расположение трубопроводов:
2.1 под стрелочными переводами и горловинами станций, минимальное расстояние от стрелочных переводов до пересечений должно быть не менее 20 м;
2.2 в теле насыпи;
2.3 по откосам насыпей и выемок
2.4 в существующих эксплуатируемых водоотводных, дренажных и водопропускных сооружениях%
2.5 ближе 30 м от искусственных сооружений (мосты, водопропускные трубы и др.);
2.6 ближе 10 м от мест присоединения отсасывающих участков кабелей к рельсам электрифицированных участков;
2.7 ближе 3-х м от опор контактной сети;
2.8 устраивать рабочие и приемные котлованы в теле и откосах насыпей, в откосах выемок, а также в водоотводных и водопропускных сооружениях. Котлованы должны располагаться на расстоянии не менее 3 м от верхней бровки откоса выемки и водоотводных канав, не менее 5 м от подошвы насыпи и 10 м от крайнего рельса (на нулевых местах).
Глубина заложения трубопроводов от подошвы рельса до верха защитного кожуха должна быть не менее 2м, а при устройстве перехода методом прокола или горизонтального бурения 3м. Верх защитной трубы должен располагаться на 1,5м ниже дня водоотводных сооружений или подошвы насыпи.
3. Виды переходов и применяемые способы работ по устройству пересечений в зависимости от длины переходов: щитовой способ перехода, способ продавливания, горизонтального бурения, горизонтально-направленного бурения и прокола, а также способом микротоннелирования, который надо согласовывать с Департаментом пути и сооружений МПАС РФ.
Способ щитовой проходки – применяется при больших диаметрах переходов (от 2-х до 4-х м) при длине перехода под путями более 60 м, а также в сложных гидрогеологических условиях.
Способ продавливания – применяется на пересечениях футляром диаметром от 1200 до 1600 мм при длине перехода под путями до 40м (при ручной разработке грунта в футляре).
Способ горизонтального бурения при длине перехода до 60 м – применяется на пересечениях диаметром от 500 до 1600 мм только в плотных глинистых грунтах твердой. Полутвердой и тугопластичной консистенции с прокладкой футляра выше уровня грунтовых вод и обязательным заполнением пространства между футляром и стенкой скважины цементным раствором. Данный способ непригоден в песчаных, сыпучих грунтах.
Способ прокола – самый распространенный способ на переходах с диаметром до 400 мм. Этот способ применяется при длине перехода до 40 м.
Способ горизонтально-направленного бурения – выполняется современными буровыми станками, оснащенными электроникой, которая задает буровому инструменту направленное движение с одновременным нагнетанием бентонитового раствора и точным выходом в приемный приямок. Бентонитовый раствор обеспечивает устойчивость стенок скважин. Длина перехода может быть более 100 м, диаметр горизонтальных скважин не более 350 мм. Глубину заложения кожухов для пропуска кабелей 10 кВ (как правило, из полиэтиленовых труб) принимать не менее 4,5 м от подошвы рельса, 2,0 м от дна водоотводов до верха защитного кожуха.
В настоящее время широкое распространение получает способ бестраншейной прокладки трубопроводов диаметрами 360-2160 мм, длиной 100 и более метров – микротоннелирование. Этот способ применяется там, где применение остальных способов прокладки трубопроводов затруднено или вообще невозможно, особенно в сложных гидрогеологических условиях. Микрощит оснащен вращающимся стальным исполнительным органом, позади которого находится герметическая пульповая камера. Пульпа перекачивается с поверхности в камеру, где смешивается с разработанной породой, а затем подается на поверхность насосами. Твердые частицы затем оседают в сепарационной установке. Пульпа в системе циркулирует постоянно под регулируемым давление, которое создает баланс давления грунта и воды. Благодаря системе управления микрощитом можно контролировать:
— постоянное показание позиции;
— положение в забое на данный момент;
— определение по измерительным приборам тенденции направления;
— оптимальную скорость проходки;
— протоколирование проходки.
Основные требования, предъявляемые к строительным организациям при осуществлении проектов пересечений
Строительные организации могут быть допущены к производству работ в полосе отвода железной дороги и под железнодорожными путями только при наличии:
— согласованного руководством дороги рабочего проекта пересечения;
— лицензии на данный вид деятельности;
— разработанного строительной организацией проекта и графика производства работ;
— заключенного договора с дистанцией пути на технический надзор за производством работ;
— выделения мастера для технического надзора.
Договор между строителями и дистанцией пути должен содержать обязательство строительной организации выполнять все требования, изложенные при согласовании проекта, устранять своими силами, средствами и материалами возникшие в процессе работ отступления в содержании пути, земляного полотка, а также возмещать эксплуатационные потери, связанные с выдачей ограничения скорости, с содержанием технического надзора, а также и штрафные санкции в случаях нарушения договора.