Трассы коллекторов следует предусматривать совмещенно с другими инженерными коммуникациями вдоль основных городских проездов, в технических зонах, под тротуарами, в полосе зеленых насаждений (газонов) и лишь в исключительных случаях в крайних полосах проезжей части улиц.
Трассы коллекторов следует проектировать, как правило, прямолинейно с минимальным числом углов поворота.
Глубину заложения коллекторов следует принимать минимальной с учетом несущей способности строительных конструкций, а также в зависимости от глубины заложения подземных коммуникаций и сооружений, пересекаемых коллектором, геологических и гидрогеологических условий, способа производства работ (открытый или закрытый) применяемых строительных конструкций. При проектировании коллекторов с тепловыми сетями на пересечении с железнодорожными и трамвайными путями следует руководствоваться соответствующей главой СНиП на проектирование тепловых сетей.
Продольный профиль коллектора должен обеспечивать самотечный отвод аварийных и случайных вод в пониженные точки, оборудованные средствами водоудаления. Уклон лотка при этом должен быть не менее 0,002.
Основания под коллекторы следует принимать в соответствии с геологическими и гидрогеологическими условиями и согласно требований СНиП “Основания зданий и сооружений”, а также с учетом “Инструкции по проектированию зданий и сооружений в районах г. Москвы с проявлением карстово-суффозионных процессов”, утвержденную решением МГИ №149 от 23.01.84г.
Основания могут быть бетонные, железобетонные, свайные и др.
Высоту засыпки над перекрытием коллектора следует принимать: для коллекторов с теплопроводами не менее 0,7 м и без теплопроводов не менее 1,0 м. Допускается уменьшение высоты засыпки вне проезжей части, на участке камер и узлов до 0,3 м.
Расстояние в плане от подземных инженерных сетей, зданий и сооружение до коллекторов следует принимать согласно требованиям СНиП “планировка и застройка городских и сельских поселений”, как указано в таблице.
Сооружения и подземные инженерные сети | Расстояния в м по горизонтали в свету |
Фундаменты зданий и сооружений, путепроводов и тоннелей | 2,0 |
Фундаменты ограждения предприятий, эстакад, опор контактной сети, железных дорог | 1,5 |
Ось крайнего пути железных дорог колеи 1520 мм, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки | 4,0 |
Ось крайнего пути трамвая | 2,8 |
Бортовой камень улицы, дороги (кромки проезжей части укрепленной полосы обочины) | 1,5 |
Наружная бровка кювета или подошва насыпи дороги | 1,0 |
Фундаменты опор воздушных линий электропередач напряжением: — до 1 кВ наружного освещения, контактной сети трамваев и троллейбусов — свыше 1 кВ до 85 кВ — свыше 35 кВ до 110 кВ и выше | 1,0 2,0 3Х |
Водопровод | 1,5 |
Канализация (бытовая), дренаж, дождевая канализация, кабели связи, наружные пневмо-мусоропроводы | 1,0 |
Газопроводы: — давление 6 кг/см2 — давлением свыше 6 кг/см2 до 12 кг/см2 | 2,0 4,0 |
Примечание:
1Х. Относятся только к расстояниям от силовых кабелей
2. При совмещенной прокладке в одной траншее коллектора и других инженерных коммуникаций расстояния по горизонтали в свету могут быть уменьшены по сравнению с указанными в таблице с учетом обеспечения размещения камер и узлов, возможности производства строительных и ремонтных работ без нарушения прочности, устойчивости и рабочего состояния коллектора и смежных коммуникаций, при условии дополнительных согласования с организациями, эксплуатирующими эти сооружения.
3. Минимальное расстояние между коллектором и сооружениями метрополитена – в соответствии с “Временными техническими условиями на проектирование и прокладку подземных инженерных коммуникаций в зоне расположения сооружений метрополитена в г. Москве” утвержденных исполкомом Моссовета.
Допустимые расстояние между коллектором и каналом с паропроводами необходимо принимать на основании теплотехнических расчетов с учетом обеспечения в коллекторе температуры воздуха не более + 300С.
При проектировании коллекторов сечения коллекторов, размеры камер, узлов и колодцев должны приниматься на основании технологических чертежей (деталировок) с учетом размещения в них инженерных коммуникаций и устанавливаемого оборудования согласно требований соответствующих глав СНиП и других нормативных документов.
Внутренние габариты коллекторов следует принимать с учетом следующих требований:
— ширина прохода в свету должна приниматься равной наибольшему диаметру трубопровода (без учета толщины изоляции) прокладываемого в коллекторе, плюс 100 мм, но не менее 800 мм, высота не менее 1800 мм (в свету);
— на протяжении не более 1 м может быть уменьшена высота прохода до 1,5 м, а менее 1,5 м только по согласованию с организацией эксплуатирующей коллектор.
Существующие инженерные коммуникации мешающие строительству коллекторов переустраиваются. Пресечение их с коллекторами необходимо предусматривать под прямым или близким к нему углом.
Подземные коммуникации в местах пересечения их с коллекторами должны прокладываться, как правило, ниже или выше конструкций коллекторов с соблюдением нормативов на их прокладку.
Пересечение с коллектором
1 — коллектор
2 — напорный трубопровод
3 — футляр
При необходимости самотечные трубопроводы могут быть пропущены через габариты коллекторов (без уменьшения площади сечения коллектора для подземных коммуникаций) в футлярах или железобетонных обоймах, которые необходимо выводить за пределы наружных стен коллекторов не менее чем на 3,0 м. Должны быть предусмотрены мероприятия исключающие возможность проникновения в коллекторы воды и газа и попадание конденсата на коммуникации проложенные в коллекторах (герметизация мест пропусков трубопроводов и кабелей через стены коллекторов, устройство изоляции коммуникаций в коллекторах и др.).
Пропуск трубопроводов через коллектор
1 — коллектор
2 — самотечный трубопровод
3 — футляр
Для размещения необходимого количества коммуникаций в коллекторе и обеспечения прохода по нему, его следует увеличивать по высоте, или предусматривать уширение.
Примечание:
Пропуск самотечных трубопроводов через габариты коллекторов в местах с высотой прохода 1,5 м и менее необходимо согласовывать с организацией эксплуатирующей коллектор.
Уширение коллектора
Прокладка газопроводов ниже конструкций коллекторов не разрешается.
На выключаемых из работы и не извлеченных из грунта коммуникациях должны предусматриваться работы определенные требованиями “Правила производства работ по прокладке и переустройству подземных сооружений в г. Москве”.
Пересечение коллекторами линий метрополитена, железных автомобильных дорог следует предусматривать, как правило, под углом 900; в условиях реконструкции допускается уменьшить угол пересечения, но принимать не менее 600.
Конструкции коллекторов в местах пересечения с линиями метрополитенов необходимо принимать в соответствии СНиП “планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов”. В места пересечения коллекторами линий метрополитенов и железных дорог на коллекторах не должно быть пониженных мест.
Для монтажа и демонтажа трубопроводов, компенсаторов, задвижек и другого оборудования в коллекторах должны предусматриваться монтажные проемы длиной не менее 4-х метров и шириной на 0,1 м больше диаметра наибольшего трубопровода, прокладываемого в коллекторе, но не менее 0,7 м. Монтажные проемы необходимо предусматривать на прямых участках коллекторов между неподвижными опорами теплопроводов и углах поворота трассы коллектора. Расстояния между ними не должны превышать 150 м. Перекрываются проемы железобетонными плитами с устройством люка. Гидроизоляция плит перекрытия над проемами устраивается по аналогии см. статью “Защита строительных конструкций от грунтовых вод и коррозии”.
Для эвакуации людей из коллектора при авариях не реже чем через 150 м и на всех концах тупиковых участков коллекторов необходимо предусматривать аварийные выходы.
Для их устройства можно использоваться вентиляционные шахты. При использовании вентиляционной шахты для аварийного выхода, если она не может быть выполнена в виде вентиляционного киоска, решетка должна иметь откидную легко открывающуюся крышку размером не менее 700х700 мм с запорным устройством из коллектора. Вес крышки не должен превышать 15 кг.
В отдельных случаях, там, где невозможно разместить аварийные выходы через 150 м, эти расстояния могут быть увеличены до 200 м при согласовании с МКС Мосэнерго.
Примечание:
Монтажные проемы и аварийные выходы не рекомендуется размещать на перекрестках проезжих частей улиц, вплотную к зданиям и сооружениям, люкам камер и колодцев и ближе двух метров от рельса трамвая.
Проект коллектора и связанные с его прокладкой перекладка подземных коммуникаций должна быть согласована с заинтересованными организациями и Отделом Подземных Сооружений Мосгоргеотреста (ОПС).