Распоряжение 1070р от 1 июля 2012 года

Приветствую Вас, дорогие и уважаемые читатели сайта “world-engineer.ru”. В этой статье поговорим, о порядке выборе места, выдачи технических условий, согласования проектной документации и организации технического надзора при пересечении железнодорожных путей ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями. Данный документ отменен 16.05.2014 года – для тех, кто ищет информацию об актуальности Распоряжения 1070р. Для история и понимания требований, все же предлагаю ознакомиться с данной инструкцией.

Об утверждении Инструкции о порядке выбора места, выдачи технических условий, согласования проектной документации и организации технического надзора при пересечении железнодорожных путей ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями

В целях обеспечения безопасности движения поездов на участках переходов железных дорог различными инженерными коммуникациями и усиления надзора за состоянием земляного полотна в местах устройства пересечений:

  1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2012 г. прилагаемую Инструкцию о порядке выбора места, выдачи технических условий, согласования проектной документации и организации технического надзора при пересечении железнодорожных путей ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями.
  2. Начальникам железных дорог, начальникам дирекций инфраструктуры, генеральному директору Центральной станции связи:

а) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

б) обеспечить в установленном порядке тиражирование и изучение Инструкции о порядке выбора места, выдачи технических условий, согласования проектной документации и организации технического надзора при пересечении железнодорожных путей ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями (далее — Инструкция);

в) при согласовании мест и проектов пересечений железнодорожных путей ОАО «РЖД» инженерными коммуникациями руководствоваться положениями настоящей Инструкции.

  1. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника Центральной дирекции инфраструктуры Супруна В.Н.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов.

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке выбора места, выдачи технических условий, согласования проектной документации и организации технического надзора при пересечении железнодорожных путей ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Общие положения

3. Порядок выбора места пересечения железнодорожных путей инженерными коммуникациями

4. Порядок согласования проектной документации на пересечение железнодорожных путей инженерными коммуникациями

5. Основные требования к проектной документации на пересечение железнодорожных путей инженерными коммуникациями

6. Основные требования к организации производства работ по пересечению железнодорожных путей инженерными коммуникациями

7. Технический надзор за производством работ на пересечениях и мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов

8. Способы пересечений железнодорожных путей инженерными коммуникациями и их контролируемые параметры

Приложение № 1. Основные положения национальных стандартов и сводов правил в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального Закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при проектировании и строительстве пересечений железнодорожных путей инженерными коммуникациями

Приложение №2. Устройство пересечений железнодорожных путей линиями электропередачи (ВЛ)

Приложение № 3. Устройство переходов кабелей СЦБ через железнодорожные пути

Приложение № 4. Организация работ в охранных зонах электроустановок

Приложение № 5. Устройство переходов линий связи через железнодорожные линии

Приложение № 6. Конструкция страховочного рельсового пакета на железобетонных шпалах

 1. Введение

Настоящая Инструкция о порядке выбора места, выдачи технических условий, согласования проектной документации и организации технического надзора при пересечении железнодорожных путей ОАО «РЖД» различными инженерными коммуникациями (далее Инструкция) разработана в соответствии с Федеральными законами от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и является нормативным документом ОАО «РЖД».

Положениями Инструкции необходимо руководствоваться при:

– выборе места пересечения железнодорожных путей инженерными коммуникациями различного назначения – газопроводами, нефтепроводами, тепловыми сетями, водопроводом, канализацией, линиями электропередачи, связи и т.д. (далее инженерными коммуникациями) и выдаче технических условий на эти пересечения;

– согласовании проектной документации на пересечение железнодорожных путей инженерными коммуникациями;

– производстве работ по пересечению железнодорожных путей инженерными коммуникациями;

– техническом надзоре за производством работ по пересечению железнодорожных путей инженерными коммуникациями.

Инструкция обязательна для исполнения персоналом всех филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», выполняющих работы по устройству переходов железнодорожных путей инженерными коммуникациями.

При выполнении сторонними организациями работ по устройству пересечений железнодорожных путей инженерными коммуникациями требования настоящей Инструкции должны быть включены в договоры со сторонними организациями.

2. Общие положения

2.1. При проектировании новых и реконструкции существующих пересечений железнодорожных путей ОАО «РЖД» необходимо руководствоваться положениями нормативных документов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р, требованиями национальных стандартов и сводов правил, которые содержатся в Перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 № 2079, а также других требований государственных органов по данным вопросам.

2.2. Основные положения нормативных документов, которыми следует руководствоваться при проектировании и строительстве пересечений железнодорожных путей ОАО «РЖД» инженерными коммуникациями приведены в приложении № 1.

2.3. При устройстве пересечений железнодорожных путей линиями электропередачи независимо от напряжения работы должны выполняться в соответствии с приложением № 2 к настоящей Инструкции.

2.4. При устройстве пересечений кабельными линиями СЦБ железнодорожных путей следует руководствоваться требованиями приложения № 3 к настоящей Инструкции.

2.5. На участках железнодорожного пути, где уложены защитные, разделительные слои, объемная и плоская георешетка и другие геосинтетические материалы, обеспечивающие надежную работу верхнего строения пути, прокладка открытым способом любых инженерных коммуникаций запрещается.

2.6. При проектировании перехода новых инженерных коммуникаций через железнодорожные пути ОАО «РЖД» подземным способом на перегонах и станциях должны приниматься меры для сохранения действующих кабельных линий электроснабжения, СЦБ, связи и др.

2.7. Работы по ремонту, реконструкции и строительству сторонних инженерных коммуникаций, располагающихся в полосе отвода железной дороги производятся только на основании договора между железной дорогой и организацией — заказчиком коммуникаций. Договор заключается установленным в ОАО «РЖД» порядком.

Договор должен предусматривать:

1) выбор места пересечения;

2) выдачу технических условий на устройство пересечения с учетом перспективы развития инфраструктуры;

3) обязательства заказчика по сохранению, либо восстановлению поврежденных при проведении строительных работ в полосе отвода железнодорожных сооружений и устройств;

4) субаренду участка полосы отвода под коммуникации;

5) разработку организацией-заказчиком регламента взаимодействия с подразделениями ОАО «РЖД» в случае возникновения на инженерной коммуникации ситуации, угрожающей безопасности движения поездов, а также при повреждении действующих коммуникаций ОАО «РЖД» в результате проведения работ. Регламент взаимодействия утверждается главным инженером железной дороги, согласовывается заказчиком и владельцами объектов железнодорожной инфраструктуры, находящихся в зоне производства работ;

6) разработку организацией-заказчиком регламента периодических освидетельствований, устранения неисправностей, ремонтов и эксплуатации инженерных коммуникаций в зоне пересечения с железнодорожными путями;

7) установку и демонтаж страховочных рельсовых пакетов;

8) технический надзор владельцев объектов железнодорожной инфраструктуры за производством строительно-монтажных работ;

9) порядок передачи ОАО «РЖД» реконструированных сооружений, коммуникаций и устройств, попадающих в зону строительства;

10) компенсацию затрат причастных структурных подразделений ОАО «РЖД» на организацию работ по пересечению железнодорожных путей инженерными коммуникациями;

2.8. Технические условия на пересечения железнодорожных путей выдаются только главным инженером железной дороги после согласования со всеми причастными филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».

2.9. Порядок учета объемов работ, затрат и распределения компенсаций, полученных ОАО «РЖД» от заказчика инженерных сооружений между филиалами и структурными подразделениями, определяется ОАО «РЖД» отдельным документом.

2.10. Порядок получения разрешающих документов на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железнодорожной инфраструктуры устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области безопасности зданий и сооружений и «Положением об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 27 февраля 2012 г. № 395р.

3. Порядок выбора места пересечения железнодорожных путей инженерными коммуникациями

3.1. На основании договора на пересечение между начальником железной дороги и заказчиком инженерных коммуникаций главный инженер железной дороги формирует комиссию по выбору места пересечения в составе представителей дистанций территориальной дирекции инфраструктуры и других причастных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» с участием заказчика. Председателем комиссии назначается главный инженер службы пути, либо заместитель начальника службы пути по инженерным сооружениям территориальной дирекции инфраструктуры.

3.2. Результаты работы комиссии оформляются актом, в котором указывается место пересечения инженерными коммуникациями железнодорожных путей с точной привязкой к железнодорожному (КМ, ПК +м) пикетажу.

3.3. При рассмотрении трассы прокладки коммуникаций в полосе отвода железной дороги и под железнодорожными путями должны быть учтены:

1) основные положения нормативных документов указанных в приложении №1 в части прохождения трассы относительно существующих железнодорожных и других инженерных сооружений и коммуникаций, трасс кабелей электроснабжения, СЦБ и связи;

2) возможность ремонта и модернизации объектов железнодорожной инфраструктуры;

3) возможность подъезда к железнодорожному полотну при ремонтно-путевых и восстановительных работах;

4) перспектива путевого развития;

5) примыкание подъездных путей;

6) резервирование площадок для железнодорожных подразделений;

7) ранее выданные согласования;

8) возможность безопасного прохода персонала к рабочим местам;

9) требования постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;

10) сохранность действующих коммуникаций ОАО «РЖД».

3.4. Запрещается устройство каких-либо инженерных коммуникаций в охранных зонах деформирующихся объектов земляного полотна (оползневых косогорах, скально-обвальных, селе- и лавиноопасных участках и т.д.), где в случае возникновения деформаций земляного полотна может потребоваться производство неотложных аварийно-восстановительных работ.

4. Порядок согласования проектной документации на пересечение железнодорожных путей инженерными коммуникациями

В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) п. 26 приложения 1, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, и пунктом 5 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611, размещение инженерных коммуникаций в границах полосы отвода железных дорог ОАО «РЖД» допускается только по согласованию с ОАО «РЖД». Согласование проектов пересечений железной дороги осуществляется с учетом требований обеспечения транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Устанавливается следующий порядок согласования проектной документации на пересечения железнодорожных путей ОАО «РЖД»:

4.1. Право согласовывать места и проекты пересечений железнодорожных путей от имени ОАО «РЖД» предоставляется главным инженерам железных дорог.

4.2. Проектная документация на пересечение железнодорожных путей инженерными коммуникациями до представления ее главному инженеру филиала или структурного подразделения владельца инфраструктуры пути должна быть согласована заместителем начальника дирекции инфраструктуры по технической работе, а также со службами дирекции инфраструктуры (пути, автоматики и телемеханики, электрификации и энергоснабжения), дирекцией связи, заместителем начальника железной дороги по региону, руководителями дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения, регионального центра связи в зоне ответственности которых находится участок железнодорожной линии и объекты железнодорожной инфраструктуры с планируемым пересечением. При необходимости проектную документацию согласовывают с другими причастными филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».

4.3. В филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» должен быть заведен журнал учета выдачи технических условий и согласований с отметкой даты и результата рассмотрения, адреса заказчика, фамилии руководителя филиала и структурного подразделения ОАО «РЖД», производящего рассмотрение и согласование. Копии плана и продольного профиля пересечений должны храниться во всех причастных филиалах и/или структурных подразделениях ОАО «РЖД».

4.4. Проект производства работ (ППР), должен быть разработать с учетом требований по безопасности движения поездов в зоне производства работ. ППР должен быть согласован соответствующими дистанциями пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения, региональным центром связи и заместителем начальника железной дороги по региону. При необходимости ППР согласовывают с другими причастными филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».

4.5. Начальники дистанций дирекции инфраструктуры и других структурных подразделений разрешают производство работ строительным организациям только после представления ими проектно-сметной документации и ППР, согласованной выше установленным порядком, при наличии акта-допуска, оформленного в соответствии с «Положением об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» от 27 февраля 2012 г. № 395р.

5. Основные требования к проектной документации на пересечение железнодорожных путей инженерными коммуникациями

5.1. Предъявляемая на согласование проектная документация на пересечение должна отвечать требованиям действующих нормативных документов по строительству (приложение № 1).

5.2. Проектная документация представляется на согласование в следующем объеме:

1) топографическую съемку участка пересечения в масштабе не хуже 1:500 (по 50 м в обе стороны от створа пересечения) с точной привязкой места пересечения к существующим железнодорожным и географическим координатам;

2) детальный геологический поперечный профиль по оси пересечения с нанесением всех существующих водоотводных и противодеформационных сооружений (кюветов, нагорных и водоотводных канав, дренажных сооружений и др.), существующих коммуникаций и сооружений, а так же конструкции пересечения в неискаженном масштабе не хуже 1 : 100, (т.е. масштаб горизонтальный — 1 : 100, вертикальный — 1 : 100) или не хуже 1 : 200;

3) заключение об инженерно-геологическом обследовании участка пересечения.

В заключении об инженерно-геологическом обследовании в обязательном порядке должны быть отражены гидрогеологические условия участка пересечения с указанием высотных отметок существующего уровня грунтовых вод.

Минимальные объемы буровых работ — не менее двух буровых скважин по оси пересечения с каждой стороны железнодорожного земляного полотна глубиной на 2,0 м ниже дна футляра;

4) проект организации строительства, разработанный с учетом установленных инженерно-геологическим обследованием гидрогеологических условий;

5) тепловой расчет — при пересечениях железнодорожного полотна тепло- и паропроводами в условиях неравномерного пучения, при устройстве пересечения в районах распространения многолетнемерзлых грунтов. В тепловом расчете должны быть решены вопросы: теплоизоляции, вентиляции, погашения температуры в кожухе, исключающие неравномерное пучение грунтов как в месте пересечения, так и на прилегающих к нему участках;

6) заполнение межтрубного пространства цементно-песчаным раствором на пересечениях с разницей диаметров футляра и рабочей трубы более 400 мм или устройство дополнительных футляров с забивкой цементно-песчаным раствором пространства между футлярами. Дополнительные футляры устраиваются в целях обеспечения безопасности движения в случае коррозии стальных футляров во избежание просадок пути и провалов в процессе эксплуатации инженерных коммуникаций.

6. Основные требования к организации производства работ по пересечению железнодорожных путей инженерными коммуникациями

Строительные организации могут быть допущены к производству работ в полосе отвода железной дороги и под железнодорожными путями только при условии выполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности зданий и сооружений и «Положения об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» от 27 февраля 2012 г. № 395р и при наличии:

6.1. Согласованной установленным выше порядком проектной документации.

6.2. Разработанного строительной организацией проекта производства работ, согласованного заместителем начальника железной дороги по региону.

6.3. Приказов (распоряжений) соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» о закреплении за объектом представителей для технического надзора.

6.4. Запрещается приступать к производству земляных работ в зоне действия технических сооружений и устройств инфраструктуры ОАО «РЖД» в отсутствие представителей соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», назначенных ответственными за технический надзор.

6.5. За сутки до начала работ по устройству пересечения должна быть проведена комиссионная проверка выполнения всех подготовительных работ с оформлением результатов проверки актом. Комиссия назначается приказом заместителя начальника железной дороги по региону.

6.6. На месте работ разрешается приступать к производству работ по устройству пересечения только после подтверждения комиссией выполнения строительной организацией всех подготовительных работ, в том числе:

1) должны быть установлены страховочные рельсовые пакеты;

2) обеспечена телефонная связь места работ с поездным диспетчером и дежурными по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон;

3) организовано освещение места производства работ в темное время суток;

4) выполнен проект водопонижения;

5) создан запас балласта в доступных местах в зоне производства строительных работ;

6) сформирована путевая аварийная бригада в количестве 5-6 человек с круглосуточным дежурством;

7) организован маркшейдерский контроль положения железнодорожного пути по 50 метров в обе стороны от перехода;

8) выполнено видимое обозначение (столбиками, вешками или пр.) существующих подземных коммуникаций ОАО «РЖД» силами производителя работ.

7. Технический надзор за производством работ на пересечениях и мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов

7.1. Для обеспечения безопасности движения поездов и во избежание повреждения действующих коммуникаций руководителями дистанций пути, дистанций сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения, региональных центров связи, других причастных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» должен быть организован и осуществляться технический надзор за производством работ в соответствии с договорами, наряд-заказами, проектной документацией, ППР, «Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» и других нормативных документов ОАО «РЖД» и Минтранса России, содержащих требования, необходимые для выполнения работ на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД».

7.2. Работники дистанции пути, назначаемые для проведения технического надзора должны быть по квалификации не ниже дорожного мастера, иметь техническое образование и опыт данной работы, знать требования, предъявленные при согласовании проектной документации, инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

7.3. Особое внимание при проведении технического надзора должно быть обращено на:

1) выполнение работ в соответствии с согласованной проектной документацией и требованиями, предъявленными филиалами и структурными подразделениями при согласовании проектной документации;

2) соблюдение требований ПТЭ, других нормативных документов, определяющих порядок обеспечения безопасности движения поездов и сохранности объектов инфраструктуры при производстве путевых работ;

3) при выполнении водопонижения обводненные грунты на участке пересечения должны быть осушены на 1,0-1,5 м ниже лотка пересекающей коммуникации. Замер сниженного уровня грунтовых вод в контрольных скважинах, пробуренных за сутки до начала работ, должен быть выполнен в присутствии представителя дистанции пути, осуществляющего технический надзор, с оформлением замера актом;

7.4. Информация о начале производства работ по устройству пересечения должна быть в обязательном порядке направлена поездному диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, а при наличии кабельных коммуникаций связи в зоне проведения работ в адрес соответствующего дежурного персонала соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».

7.5. В зоне действия технических сооружений и устройств объектов инфраструктуры железных дорог (СЦБ, связи, электроснабжения и т.д.) работы должны вестись только в присутствии представителей соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». Контроль за производством работ в зоне действия технических сооружений и устройств устанавливается в соответствии с Положением.

7.6. При организации работ в охранной зоне электроустановок должен также быть выполнен полный комплекс организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности работ в электроустановках в соответствии с приложением № 4.

7.7. При отступлениях от согласованной проектной документации, ППР и выявленных нарушениях железнодорожных коммуникаций, земляного полотна и его обустройств начальник дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения, регионального центра связи, других соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» обязан выдать запрет на производство работ и обеспечить контроль его исполнения подрядной организацией.

7.8. Технический надзор дистанции пути обязан участвовать в комиссиях по приемке законченного строительства пересечений. Участие представителей других структурных подразделений дирекции инфраструктуры определяется начальником дирекции инфраструктуры. В комиссиях по приемке законченного строительством пересечения должны принимать участие представители структурных подразделений дирекции инфраструктуры, соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» — владельцев (балансодержателей) этих коммуникаций. Один экземпляр исполнительной документации должен храниться в дистанции пути.

8. Способы пересечения железнодорожных путей инженерными коммуникациями и их контролируемые параметры

В зависимости от длины, диаметра и инженерно-геологических условий пересечения могут применяться проходка щитами различного диаметра, способ продавливания стальных футляров, бурошнековое бурение, горизонтально-направленное бурение, способ направленного прокола, микротоннелирование.

При любом способе производителем работ должна быть обеспечена сохранность существующих коммуникаций ОАО «РЖД».

8.1. Щитовая проходка.

Щитовая проходка осуществляется как с применением механизированных щитов (разработка забоя производится специальным исполнительным органом), так и немеханизированных (отбойными молотками и ручным инструментом). Способ щитовой проходки применяется при диаметрах переходов от 2-х до 4-х м при длине пересечения под путями более 60 м, а также в сложных гидрогеологических условиях.

При производстве работ щитовой проходкой необходимо следить за тем, чтобы:

— не было опережения в выборке грунта впереди режущей части щита;

— крепление забоя должно быть надежным, работы должны вестись круглосуточно, без остановок в продвижении щита;

— первичное заблочное нагнетание цементно-песчаного раствора за сборную обделку тоннеля должно производиться за первое от забоя кольцо обделки с целью ликвидации строительного зазора между обделкой и грунтом непосредственно у забоя;

— перед контрольным (повторным) нагнетанием раствора зазоры между обделкой и оболочкой щита или грунтом должны быть заполнены уплотняющим материалом или закрыты специальным устройством, не пропускающим раствор;

— тщательно проверялось состояние пути на участке перехода, для чего производить постоянную в течении суток контрольную нивелировки пути по головке рельса с записью результатов в специальный журнал, сравнивая полученные данные с первоначальными.

8.2. Продавливание стального футляра.

Способ продавливания применяется на пересечениях футляром диаметром от 1200 до 1600 мм при длине пересечения под путями до 40 м (при ручной разработке грунта в футляре). При производстве работ продавливанием футляра следить и не допускать разработки грунта впереди футляра, для чего выборку грунта производить либо через «окно» не более 40×40 см в диафрагме, либо оставлять грунтовую пробку размером не менее 1,0-1,5 м в зависимости от гидрогеологических условий. Диафрагма должна быть вварена на расстоянии не менее 1,0 м от торца трубы.

8.3. Бурошнековое бурение.

Диаметр футляра от 150мм до 1000мм. Шнековый транспортер передает вращающийся момент от узла привода на режущий орган и транспортирует разработанную в забое породу. Область применения — во всех грунтах, поддающихся продавливанию. При использовании ниже уровня грунтовых вод необходимо применение дополнительного оборудования, обеспечивающего герметичность забоя. Способ горизонтального бурения применяется на пересечениях диаметром от 500 до 1600 мм при длине пересечения до 60 м и только в плотных глинистых грунтах твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции с прокладкой футляра выше уровня грунтовых вод и обязательным заполнением пространства между футляром и стенкой скважины цементным раствором. Этот способ непригоден при проходке в песчаных, сыпучих и водонасыщенных грунтах.

8.4. Направленный прокол.

Способ направленного прокола применяется на пересечениях с диаметром кожуха не более 350 мм при длине перехода до 100 м в грунтах естественной влажности. При направленном проколе проходится «пилотная» скважина диаметром до 100 мм от рабочего до приемного котлована. При помощи расширителей «пилотная» скважина увеличивается до 350мм, после чего в нее затаскивается рабочая труба.

8.5. Горизонтально-направленное бурение.

Способ горизонтально-направленного бурения выполняется комплексами, задающими буровому инструменту направленное движение с точным выходом в приемный котлован и одновременным нагнетанием бурового раствора, обеспечивающего устойчивость стенок скважины. Длина перехода может быть более 100 м, диаметр горизонтальных скважин до 550 мм.

Для прокладки кабелей, как правило, используются полиэтиленовые трубы. Глубина заложения скважин принимается не менее 4,5 м от подошвы рельса и не менее 2,0 м от дна водоотводов до верха скважины. 11ри контроле производства работ следует обращать внимание на следующее:

— при устройстве перехода буровые работы должны вестись непрерывно до завершения работ;

— в случае вынужденных остановок процесса бурения более суток работы возобновляются только после письменного согласования заместителя начальника железной дороги по региону и начальника дистанции пути при обязательном контроле за состоянием пути и земляного полотна;

— места возможного выхода бурового раствора на поверхность должны быть выявлены заранее, на стадии проектирования;

— при значительных перепадах вертикальных отметок начала и конца трассы бурения (более 5 метров) и при протяженности подземной части пересечения более 100 метров должны быть предусмотрены проектной документацией разгрузочные шурфы для отвода бурового раствора в сторону от железнодорожного полотна за пределы полосы отвода железной дороги.

8.6. Микротоннелирование.

Способ микротоннелирования применяется там, где применение остальных способов прокладки трубопроводов затруднено или вообще невозможно, особенно в сложных гидрогеологических условиях. Диаметр проходки способом микротоннелирования до 4,0 м, длина проходки микрощитом может быть более 100 м. Микрощит оснащается вращающимся стальным исполнительным органом позади которого находится герметическая пульповая камера. Пульпа в системе должна циркулировать во время проходки постоянно под регулируемым давлением, которое создает баланс давления грунта и воды. Система управления микрощитом должна контролировать:

— постоянное показание позиции микрощита;

— положение забоя на данный момент;

— оптимальную скорость проходки;

— соответствие объема разработанного грунта перемещению головной части микротоннеля.

Во всех случаях устройства пересечения способом микротоннелирования необходимо:

— установить страховочные рельсовые пакеты на весь период производства работ;

— контролировать отклонение оси устраиваемого пересечения от проектной;

— в случае значительного, более 1м, отклонения микрощита от оси перехода работы прекращаются до оформления в установленном порядке нового места перехода. Созданная полость должна быть затампонирована цементным раствором. За состоянием земляного полотна и пути должен вестись постоянный контроль до полного окончания работ по устройству пересечения.

Приложение №1

Основные положения национальных стандартов и сводов правил в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального Закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при проектировании и строительстве пересечений железнодорожных путей инженерными коммуникациями

 1. СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520мм»

п.8.7 Пересечения железных дорог с линиями электропередачи и связи, нефтепроводами, газопроводами и другими наземными и подземными сооружениями должны быть выполнены с соблюдением соответствующих требований нормативных документов по проектированию и устройству этих сооружений. В любых случаях должны предусматриваться предохранительные устройства, обеспечивающие безопасность и бесперебойность движения поездов.

п.8.8 К переходам газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и т.п. следует предъявлять требования как к участкам повышенной категории опасности.

п.8.9 При уширении земляного полотна под укладку дополнительных главных путей или при развитии станций действующий переход продуктопровода в месте пересечения подлежит реконструкции или переустройству (на новой оси) с учетом соответствующего удлинения участка повышенной опасности и защитного кожуха и подвергается гидравлическим испытаниям.

п.8.10 В районах распространения вечномерзлых грунтов переходы трубопроводами через железные дороги на перегонах и станциях осуществляют, как правило, надземной прокладкой по эстакадам. Подземная прокладка допускается только в непросадочных при оттаивании грунтах основания. На участках залегания просадочных при оттаивании грунтов на глубине менее 25 м подземная прокладка разрешается с учетом осуществления специальных мероприятий по предупреждению оттаивания и осадки, обоснованных теплотехническими расчетами.

п.8.11 Прокладка трубопроводов любого назначения через тело земляного полотна железной дороги не допускается.

Трубопроводы следует располагать под земляным полотном железной дороги вне горловины станций на расстоянии не менее 20 м от стрелочных переводов и других пересечений пути. Минимальное расстояние от трубопроводов до искусственного сооружения (мост, водопропускная труба и т.п.) устанавливается с учетом степени их опасности для нормальной эксплуатации железной дороги, но не менее 30 м.

п.8.12 При подземной прокладке в месте пересечения трубопроводы заключают в защитную трубу (канал, тоннель), концы которых на пересечениях с трубопроводами, транспортирующими взрыво- и огнеопасные продукты (нефть, газ и т.п.), располагаются с каждой стороны не менее чем в 50 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений — от крайнего водоотводного сооружения; на пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми сетями и т.п. -не менее 10 м.

Заглубление трубопроводов, пересекающих земляное полотно, сложенное пучинистыми грунтами, следует определять расчетом из условий, при которых исключается влияние тепловыделений или теплопереноса на равномерность морозного пучения грунта. При невозможности обеспечить заданный температурный режим за счет углубления трубопроводов должны предусматриваться вентиляция защитной трубы (канала, тоннеля) замена или тепловая изоляция пучинистого грунта на участке пересечения, надземная прокладка трубопровода на эстакаде или в самонесущем футляре.

п.8.13 Расстояние по вертикали от верха защитной трубы (канала, тоннеля) до подошвы рельса принимается не менее 2 м, а при устройстве перехода методом прокола или горизонтального бурения — 3 м. Верх защитной трубы располагается на 1,5 м ниже дна водоотводного сооружения или подошвы насыпи.

п.8.14 Проекты трубопроводов различного назначения, воздушных линий электропередачи и связи, подвесных канатных и автомобильных дорог, кабельных линий связи в части пересечения ими железных дорог подлежат согласованию с железнодорожной администрацией.

2. СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы»

п.3.6. При выборе трассы трубопровода необходимо учитывать перспективное развитие городов и других населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железных и автомобильных дорог и других объектов и проектируемого трубопровода на ближайшие 20 лет, а также условия строительства и обслуживания трубопровода в период его эксплуатации (существующие, строящиеся, проектируемые и реконструируемые здания и сооружения, мелиорация заболоченных земель, ирригация пустынных и степных районов, использование водных объектов и т.д.), выполнять прогнозирование изменений природных условий в процессе строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов.

п.3.7. Не допускается предусматривать прокладку магистральных трубопроводов в тоннелях железных и автомобильных дорог, а также в тоннелях совместно с электрическими кабелями и кабелями связи и трубопроводами иного назначения, принадлежащими другим министерствам и ведомствам.

п.3.8*. Не допускается прокладка трубопроводов по мостам железных и автомобильных дорог всех категорий и в одной траншее с электрическими кабелями, кабелями связи и другими трубопроводами, за исключением случаев прокладки: кабеля технологической связи данного трубопровода на подводных переходах (в одной траншее) и на переходах через железные и автомобильные дороги (в одном футляре);

п.6.31*. Переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги следует предусматривать в местах прохождения дорог по насыпям либо в местах с нулевыми отметками и в исключительных случаях — при соответствующем обосновании в выемках дорог.

Угол пересечения трубопровода с железными и автомобильными дорогами должен быть, как правило, 90 °. Прокладка трубопровода через тело насыпи не допускается.

п.6.34*. Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети, должно быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 1,5 м от дна кювета, лотка или дренажа.

п. 6.35. Расстояние между параллельными трубопроводами на участках их переходов под железными и автомобильными дорогами следует назначать исходя из грунтовых условий и условий производства работ, но во всех случаях это расстояние должно быть не менее расстояний, принятых при подземной прокладке линейной части магистральных трубопроводов.

п.6.36. Пересечение трубопроводов с рельсовыми путями электрифицированного транспорта под стрелками и крестовинами, а также в местах присоединения к рельсам отсасывающих кабелей не допускается.

п.6.37. Минимальное расстояние по горизонтали в свету от подземного трубопровода в местах его перехода через железные дороги общей сети должно приниматься, м, до:

— стрелок и крестовин железнодорожного пути и мест присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог – 10

— стрелок и крестовин железнодорожного пути при пучинистых грунтах – 20

труб, тоннелей и других искусственных сооружений на железных дорогах – 30

п.7.9. При прокладке трубопроводов через железные дороги общей сети расстояние от низа трубы или пролетного строения до головки рельсов следует принимать в соответствии с требованиями габарита «С» по ГОСТ 9238—83.

Расстояние в плане от крайней опоры надземного трубопровода должно быть, м, не менее:

— до подошвы откоса насыпи – 5

» бровки откоса выемки – 3

» крайнего рельса железной дороги – 10

3. СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»

п.9.8 Пересечение тепловыми сетями рек, автомобильных дорог, трамвайных путей, а также зданий и сооружений следует, как правило, предусматривать под прямым углом. Допускается при обосновании пересечение под меньшим углом, но не менее 45°, а сооружений метрополитена, железных дорог — не менее 60°.

п.9.10 При подземном пересечении тепловыми сетями железных дорог наименьшие расстояния по горизонтали в свету следует принимать, м:

– до стрелок и крестовин железнодорожного пути и мест присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог— 10;

– до стрелок и крестовин железнодорожного пути при просадочных грунтах — 20.

п.9.12 Длину каналов, тоннелей или футляров в местах пересечений необходимо принимать в каждую сторону не менее, чем на 3 м больше размеров пересекаемых сооружений, в том числе сооружений земляного полотна железных и автомобильных дорог, с учетом таблицы Б.З.

При пересечении тепловыми сетями железных дорог общей сети, линий метрополитена, рек и водоемов следует предусматривать запорную арматуру с обеих сторон пересечения, а также устройства для спуска воды из трубопроводов тепловых сетей, каналов, тоннелей или футляров на расстоянии не более 100 м от границы пересекаемых сооружений.

п.9.13 При прокладке тепловых сетей в футлярах должна предусматриваться антикоррозионная защита труб тепловых сетей и футляров. В местах пересечения электрифицированных железных дорог и трамвайных путей должна предусматриваться электрохимическая защита.

Между тепловой изоляцией и футляром должен предусматриваться зазор не менее 100 мм.

– до мостов, труб, тоннелей и других искусственных сооружений — 30.

п.9.18 В местах пересечения надземных тепловых сетей с воздушными линиями электропередачи и электрифицированными железными дорогами следует предусматривать заземление всех электропроводящих элементов тепловых сетей (с сопротивлением заземляющих устройств не более 10 Ом), расположенных на расстоянии по горизонтали по 5 м в каждую сторону от проводов.

Таблица Б.З — Расстояния по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке до зданий, сооружений и инженерных сетей.

4. СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»

п.8.53. Переходы трубопроводов под железными дорогами I, II и III категорий, общей сети, а также под автомобильными дорогами I и II категорий надлежит принимать в футлярах, при этом, как правило, следует предусматривать закрытый способ производства работ. При обосновании допускается предусматривать прокладку трубопроводов в тоннелях.

Под остальными железнодорожными путями и автодорогами допускается устройство переходов трубопроводов без футляров, при этом, как правило, должны применяться стальные трубы и открытый способ производства работ.

Примечания: 1. Прокладка трубопроводов по железнодорожным мостам и путепроводам, пешеходным мостам над путями, в железнодорожных, автодорожных и пешеходных тоннелях, а также в водопропускных трубах не допускается.

п.8.54. Расстояние по вертикали от подошвы рельса железнодорожного пути или от покрытия автомобильной дороги до верха трубы, футляра или тоннеля должно приниматься согласно СНиП П-89-80*.

Заглубление трубопроводов в местах переходов при наличии пучинистых грунтов должно определяться теплотехническим расчетом с целью исключения морозного пучения грунта.

п.8.55. Расстояние в плане от обреза футляра, а в случае устройства — в конце футляра колодца — от наружной поверхности стены колодца должно приниматься:

— при пересечении железных дорог — 8 м от оси крайнего пути, 5 м от подошвы насыпи, 3 м от бровки выемки и от крайних водоотводных сооружений (кюветов, нагорных канав, лотков и дренажей);

Расстояние в плане от наружной поверхности футляра или тоннеля следует принимать не менее:

— 3 м — до опор контактной сети;

— 10м — до стрелок, крестовин и мест присоединения отсасывающего кабеля к рельсам электрифицированных дорог;

— 30 м — до мостов, водопропускных труб, туннелей и других искусственных сооружений.

п.8.57. Переходы трубопроводов над железными дорогами должны предусматриваться в футлярах на специальных эстакадах с учетом требований пп. 8.55 и 8.59.

п.8.58. При пересечении электрифицированной железной дороги должны быть предусмотрены мероприятия по защите труб от коррозии, вызываемой блуждающими токами.

п.8.59. При проектировании переходов через железные дороги I, II и III категорий общей сети, а также автомобильные дороги I и II категорий должны предусматриваться мероприятия по предотвращению подмыва или подтопления дорог при повреждении трубопроводов. При этом на трубопроводе с обеих сторон перехода под железными дорогами следует, как правило, предусматривать колодцы с установкой в них запорной арматуры.

5. СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы»

п.5.1.7 Отключающие устройства на газопроводах следует предусматривать:

— при пересечении железных дорог общей сети и автомобильных дорог I—II категорий, если отключающее устройство, обеспечивающее прекращение подачи газа на участке перехода, расположено на расстоянии от дорог более 1000 м.

5.5 Пересечения газопроводами железнодорожных и трамвайных путей и автомобильных дорог

п.5.5.1 Расстояния по горизонтали от мест пересечения подземными газопроводами трамвайных и железнодорожных путей и автомобильных дорог должны быть, не менее:

— до мостов и тоннелей на железных дорогах общего пользования, трамвайных путях, автомобильных дорогах I—III категорий, а также до пешеходных мостов, тоннелей через них — 30 м, а для железных дорог необщего пользования, автомобильных дорог IV—V категорий и труб — 15 м;

— до зоны стрелочного перевода (начала остряков, хвоста крестовин, мест присоединения к рельсам отсасывающих кабелей и других пересечений пути) — 4 м для трамвайных путей и 20 м для железных дорог; до опор контактной сети — 3 м.

Разрешается сокращение указанных расстояний по согласованию с организациями, в ведении которых находятся пересекаемые сооружения.

п.5.5.2 Подземные газопроводы всех давлений в местах пересечений с железнодорожными и трамвайными путями, автомобильными дорогами I—IV категорий, а также магистральными улицами общегородского значения следует прокладывать в футлярах. В других случаях вопрос о необходимости устройства футляров решается проектной организацией.

Футляры должны удовлетворять условиям прочности и долговечности. На одном конце футляра следует предусматривать контрольную трубку, выходящую под защитное устройство.

п.5.5.3 Концы футляров при пересечении газопроводов железных дорог общего пользования следует выводить на расстояния от них не менее установленных СНиП 32-01. При прокладке межпоселковых газопроводов в стесненных условиях и газопроводов на территории поселений разрешается сокращение этого расстояния до 10 м при условии установки на одном конце футляра вытяжной свечи с устройством для отбора проб, выведенной на расстояние не менее 50 м от края земляного полотна (оси крайнего рельса на нулевых отметках).

В других случаях концы футляров должны располагаться на расстоянии: не менее 2 м от крайнего рельса трамвайного пути и железных дорог колеи 750 мм, а также от края проезжей части улиц;

— не менее 3 м от края водоотводного сооружения дорог (кювета, канавы, резерва) и от крайнего рельса железных дорог необщего пользования, но не менее 2 м от подошвы насыпей.

п.5.5.4 При пересечении газопроводами железнодорожных линий общего пользования колеи 1520 мм глубина укладки газопровода должна соответствовать СНиП 32-01.

п.5.5.5 Толщина стенок труб стального газопровода при пересечении им железных дорог общего пользования должна быть на 2—3 мм больше расчетной, но не менее 5 мм на расстояниях по 50 м в каждую сторону от края земляного полотна (оси крайнего рельса на нулевых отметках).

Для полиэтиленовых газопроводов на этих участках и на пересечениях автомобильных дорог I—III категорий должны применяться полиэтиленовые трубы не более SDR 11 с коэффициентом запаса прочности не менее 2,8.

п.5.6.2 Переходы газопроводов через реки, овраги и железнодорожные пути в выемках, прокладываемые в районах с сейсмичностью более 7 баллов, должны предусматриваться надземными. Конструкции опор должны обеспечивать возможность перемещений газопроводов, возникающих во время землетрясения.

6. СНиП 2.05.13-90 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и населенных пунктов».

п.4.12. Пересечения трубопроводов с железными и автомобильными дорогами, трамвайными путями, а также улицами и проездами независимо от типа их покрытия следует предусматривать в защитных футлярах, как правило, под углом 90°.

Концы защитных футляров следует выводить на расстояния, м, не менее:

— водоотводного сооружения железнодорожного полотна — 3;

—  крайнего рельса железнодорожного пути — 10.

Концы защитных футляров с обеих сторон следует герметизировать металлическими заглушками.

п.4.13. Минимальную глубину укладки трубопровода под железнодо­рожными, трамвайными путями и автомобильными дорогами до верха защитного футляра следует принимать, м:

— под железнодорожными и трамвайными путями от подошвы рельса в выемках и на нулевых отметках и от подошвы насыпи (при ее наличии) — 2,

— под железными дорогами общей сети при производстве работ методом прокола -2,5.

Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети на расстоянии 50 м в обе стороны от места пересечения, должно быть не менее 2 м до верхней образующей трубопровода.

п.4.14. При устройстве переходов под железными дорогами общей сети в пучинистых грунтах для трубопроводов с температурой транспортируемого нефтепродукта в зимнее время выше 5°С минимальную глубину от подошвы рельса до верха защитного футляра следует проверять расчетом на соблюдение условий, при которых исключается влияние тепловыделений на равномерность морозного пучения грунта. При невозможности обеспечения заданного температурного режима следует предусматривать замену пучинистого грунта, тепловую изоляцию или другие проектные решения.

п.4.15. Диаметр защитного кожуха или футляра определяется из условия производства работ, конструкции перехода, а также исключения контакта с трубопроводом и должен быть не менее чем на 200 мм больше наружного диаметра трубопровода.

Примечание: При прокладке трубопровода в защитном кожухе устройство дополнительного защитного футляра при пересечении с транспортными и инженерными сетями не требуется.

п.4.18. Для контроля межтрубного пространства от утечек нефтепродукта на одном из концов защитного кожуха или защитного футляра следует предусматривать контрольную трубку с запорной арматурой, выходящую под защитное устройство, расположенное на 30 см выше уровня земли и на расстоянии не менее 1 м от оси трубопровода.

п.4.19. Запорную арматуру на трубопроводах следует размещать:

— на расстоянии 200 м за перспективной проектной границей населенного пункта (независимо от направления перекачки нефтепродукта);

— на обеих сторонах переходов через железные дороги общей сети.

п.4.20. С обеих сторон запорной арматуры должна быть предусмотрена установка приборов для измерения давления.

п.4.21. Запорную и регулирующую арматуру, а также секционирующие фланцевые соединения защитного кожуха необходимо размещать в колодцах, конструкция и материал которых должны исключать поступление в них воды. В местах отсутствия проезда транспорта и прохода людей люки колодцев следует предусматривать выше уровня земли.

В колодцах строительным объемом более 20 м3 следует предусматривать вентиляцию с естественным побуждением.

В местах прохода трубопровода через стенки колодцев следует предусматривать футляр, концы которого уплотняются эластичным материалом.

Приложение №2

Устройство пересечений железнодорожных путей линиями электропередачи (BЛ)

При устройстве пересечений железнодорожных путей линиями электропередачи следует руководствоваться положениями раздела 2 «Правил устройства электроустановок» и разделом 2.25 «Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог» от 11 декабря 2001 г. № ЦЭ-868.

  1. Пересечение ВЛ с железными дорогами следует выполнять, как правило, воздушными переходами. На железных дорогах с особо интенсивным движением и в некоторых технически обоснованных случаях (например, при переходе через насыпи, на железнодорожных станциях или в местах, где устройство воздушных переходов технически затруднено) переходы ВЛ следует выполнять кабелем. Пересечение ВЛ с железными дорогами в горловинах железнодорожных станций и в местах сопряжения анкерных участков контактной сети запрещается.

Угол пересечения ВЛ с электрифицированными или подлежащими электрификации железными дорогами, а также угол пересечения ВЛ 750 кВ с железными дорогами общего пользования должен быть близким к 90°, но не менее 65°.

  1. При пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами расстояния от основания опоры ВЛ до габарита приближения строений на неэлектрифицированных железных дорогах или до опор контактной сети электрифицированных или подлежащих электрификации дорог должны быть не менее высоты опоры плюс 3 м. На участках стесненной трассы допускается эти расстояния принимать не менее: 3 м — для ВЛ до 20 кВ, 6м- для ВЛ 35 — 150 кВ, 8м- для ВЛ 220 — 330 кВ, 10 м- для ВЛ 500 кВ и 20 м — для ВЛ 750 кВ.
  2. Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами от проводов до различных элементов железной дороги должны быть не менее приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Наименьшие расстояния при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами

  1. При пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами, вдоль которых проходят линии связи и сигнализации, необходимо, кроме таблицы 1 руководствоваться также требованиями, предъявляемыми к пересечениям и сближениям ВЛ с сооружениями связи.
  2. При пересечении ВЛ электрифицированных и подлежащих электрификации железных дорог общего пользования опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерными нормальной конструкции. На участках с особо интенсивным и интенсивным движением поездов эти опоры должны быть металлическими.

Допускается в пролете этого пересечения, ограниченного анкерными опорами, установка промежуточной опоры между путями, не предназначенными для прохождения регулярных пассажирских поездов, а также промежуточных опор по краям железнодорожного полотна путей любых дорог. Указанные опоры должны быть металлическими или железобетонными.

Использование в качестве заземлителей арматуры железобетонных опор и железобетонных приставок у опор, ограничивающих пролет пересечения, не допускается.

  1. Минимальные расстояния от ВЛ до мостов железных дорог с пролетом 20 м и менее следует принимать такими же, как до соответствующих железных дорог по таблице 1, ас пролетом более 20 м устанавливаются при проектировании ВЛ.
  2. Прокладка ВЛ на мостах не допускается.
  3. Пересечения и сближения ВЛ с контактной сетью должны выполняться с соблюдением расстояний между проводами, приведенных в таблице 2, и должны удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок.

Угол пересечения ВЛ должен быть в пределах 90° и не может быть менее 40°. Пересечение ВЛ в местах сопряжения анкерных участков контактной сети и в горловинах железнодорожных станций не допускается.

Пересечения ВЛ до 10 кВ допускаются только на малодеятельных участках постоянного тока. На остальных участках допускается пересечение ВЛ 10 (6) кВ продольного электроснабжения при изменении сторонности их расположения на опорах контактной сети.

  1. При пересечении и сближении ВЛ расстояние от основания опоры ВЛ до оси опор контактной сети должно быть не менее высоты опоры ВЛ с увеличением на 3 м. На участках стесненной трассы это расстояние допускается не менее: 3 м — для ВЛ до 20 кВ, 6м- для ВЛ 35 — 150 кВ, 8м- для ВЛ 220 — 330 кВ и 10 м — для ВЛ 500 кВ.

Пересечение ВЛ должно быть в пролете между опорами и с соблюдением расстояния до несущего троса и других подвешенных на опорах контактной сети проводов, указанных в таблице 2. Допускается пересечение ВЛ над опорами контактной сети, если расстояние по вертикали до верха опор не менее: 7м- для ВЛ до 110 кВ; 8м- для ВЛ 150 — 220 кВ и 9 м — для ВЛ 330 — 500 кВ.

  1. Опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерные металлические, на малодеятельных участках допускаются железобетонные.
  2. Крепление проводов на анкерных опорах при пересечениях должно быть двойным.

Пересечение ВЛ должно выполняться сталеалюминиевыми проводами площадью сечения не менее 35 кв. мм в I и II гололедных районах и не менее 50 кв. мм — в других гололедных районах.

В качестве грозозащитных тросов применяются стальные канаты площадью сечения не менее 35 кв. мм в I и II гололедных районах и не менее 50 кв. мм — в других гололедных районах, а на особо ответственных переходах с интенсивным движением поездов — сталеалюминиевые провода или специальные провода повышенной прочности. Грозозащитные тросы на ВЛ до 35 кВ не применяются, а на BJI 110 — 500 кВ применение их необязательно.

  1. Провода ВЛ не должны иметь соединений в пролете пересечения контактной сети.

В зоне пересечения ВЛ до 35 кВ несущий трос должен быть оборудован сверху защитным проводом.

  1. Пересечения контактной сети линиями связи и радиофикации должны выполняться только подземным кабелем, прокладываемым в неметаллических трубах, при этом расстояние от кабельной линии связи до фундамента ближайшей опоры контактной сети должно быть не менее 10 м.

Угол пересечения подземного кабеля линий связи и радиофикации с осью электрифицированной железной дороги постоянного и переменного тока должен быть близким 90°.

  1. При изменении сторонности расположения волноводного провода или кабеля ВОЛС переход на другую сторону пути должен выполняться подземным способом. Пересечение в местах сопряжений анкерных участков не допускается.

На скоростных участках движения поездов (161 — 200 км/ч) пересечения должны выполняться только подземными кабелями.

Таблица 2

Наименьшие расстояния от проводов при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами

Примечания:

  1. Населенная местность — городская черта с перспективой развития на 10 лет, курорты, поселки, населенные пункты, железнодорожные станции.
  2. Ненаселенная местность — незастроенная местность, редко стоящие строения, перегоны, включая остановочные пункты.
  3. Труднодоступные места — недоступные для транспорта и машин, откосы насыпей и выемок.
  4. Недоступные места — склоны гор, скал, утесов.
  5. Расстояние от проводов группового заземления до поверхности автомобильной дороги на переездах должно быть 6 м, а у анкеровок этих проводов, кроме переездов, до поверхности земли — 4 м.

Приложение №3

Устройство переходов кабелей СЦБ через железнодорожные пути

При устройстве пересечений железнодорожных путей кабелями СЦБ следует руководствоваться положениями раздела 5 «Правил по прокладке и монтажу кабелей устройств СЦБ ПР 32 11,111 10.01-95».

  1. Под железнодорожными путями, при пересечении водоотводных лотков и канав, а также в других предусмотренных проектом случаях кабели прокладывают в асбоцементных, пластмассовых (полиэтиленовых и винипластовых) керамических или железобетонных трубах и в железобетонных желобах.
  2. Стальные трубы следует применять только при устройстве скважин для прокладки кабеля методом прокола. Как правило, необходимо использовать безнапорные асбоцементные трубы. Напорные трубы применяют только в обоснованных случаях. Коэффициент заполнения трубы (отношение площади сечения одного кабеля или площади, ограниченной окружностью, описанной вокруг группы кабелей к площади внутреннего сечения трубы) не должен превышать 0,75.
  3. Под железнодорожными путями кабели должны быть проложены на глубине не менее 1 м до нижней поверхности шпалы и не менее 0,5 м от дна водоотводных канав и кюветов. Концы труб должны быть удалены от рельсов не менее чем на 1,25 м.
  4. На участках с электротягой постоянного тока кабели прокладывают в изолированных (покрытых гудроном, битумом и т.п.) желобах и асбоцементных, керамических и железобетонных трубах.
  5. При пересечении железнодорожных путей нельзя прокладывать кабели: под остряками и крестовинами стрелочных переводов и глухими пересечениями; менее 1,5 м от стыка рельсов до вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось кабеля; менее 10 м от отсасывающих фидеров электрифицированных железных дорог.
  6. Переходы под железнодорожными путями следует устраивать преимущественно в местах расположения невысоких насыпей и нулевых отметок, размещение переходов в выемках допускается в исключительных случаях.
  7. Переход под железнодорожными путями кабельных линий может выполняться открытым способом — разработкой траншеи в шпальном ящике (кроме случаев, оговоренных в пункте 7 раздела 2 настоящей Инструкции) или закрытым — проколом, продавливанием или горизонтальным бурением.
  8. При устройстве скважин под путями необходимо учитывать возможность размещения рабочего и приемного котлованов с учетом технических характеристик подлежащих применению механизмов.

Приложение №4

Организация работ в охранных зонах электроустановок

При организации работ в охранной зоне электроустановок должен быть выполнен полный комплекс мероприятий по обеспечению безопасности работ в электроустановках, установленных Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М- 016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, утвержденными постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. № 3 и приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. № 163.

В Правилах приведены требования к персоналу, производящему работы в электроустановках, определены порядок и условия производства работ, рассмотрены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, испытаний и измерений в электроустановках всех уровней напряжения.

Правила распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и других физических лиц, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения.

В приложениях представлены квалификационные требования к электротехническому (электротехнологическому) и другому персоналу, условия присвоения группы по электробезопасности, приведены формы необходимых документов: удостоверений о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, наряда-допуска для работы в электроустановках с указаниями по его заполнению, а также формы журналов учета работ по нарядам и распоряжениям, проверки знаний норм и правил работы в электроустановках и др.

Работы на пересечениях и сближениях линий электропередачи (ВЛ) с железными дорогами

  1. При работах на участках пересечения ВЛ с транспортными магистралями, (железными дорогами и т.д.), когда требуется временно приостановить движение транспорта работа выполняется в соответствии с требованиями нормативных актов ОАО «РЖД».
  2. Устройство пересечений и ремонт проводов ВЛ, пересекающих провода контактной сети электрифицированных железных дорог, должно осуществляться при отключенной и заземленной на месте работ контактной сети в присутствии представителя эксплуатирующей контактную сеть организации согласно разработанному ППР.

Приложение №5

Устройство переходов линий связи через железнодорожные линии

Пересечения вновь строящихся линий связи через железнодорожные линии следует располагать только под земляным полотном железной дороги (на глубине 1,5 метра и более от поверхности естественного основания железнодорожного полотна) вне горловины станций на расстоянии от стрелочных переводов не менее 20 метров. Минимальное расстояние по горизонтали от пересечений до искусственных сооружений (мосты, водопропускные трубы и т.д.) должно быть не менее 30 м, до опор контактной сети, питающих, отсасывающих, шунтирующих линий, линий электропередачи независимо от напряжения, порталов освещения и прожекторных мачт не менее 10 метров.

Запрещается устройство каких-либо коммуникаций в существующих эксплуатируемых водоотводных, дренажных и водопропускных сооружениях, а также в пределах территории, занимаемой тяговыми подстанциями, трансформаторными подстанциями и линейными устройствами тягового электроснабжения за исключением коммуникаций, прокладываемых непосредственно к этим объектам.

Конструкция пересечения линий связи через железную дорогу должна обеспечивать возможность периодических осмотров, текущего ремонта и отключения.

Порядок прокладки линий технологической электросвязи в теле земляного полотна, а также пересечений через железнодорожные пути, определяется владельцем инфраструктуры.

На участках железнодорожного пути, где уложены защитные и разделительные слои, объемная и плоская георешетка либо другие геосинтетические материалы прокладка открытым способом любых инженерных коммуникаций запрещается.

Приложение № 6

Конструкция страховочного рельсового пакета на железобетонных шпалах

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *